В Тюлячинском муниципальном районе Республики Татарстан завершилась плановая проверка образовательных учреждений.

27 марта 2018 г., вторник

В соответствии с Планом проверок на 2018 год  в феврале была проведена проверка  в отношении Исполнительного комитета и отдела образования Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан,  10-и  школ, 19-и дошкольных учреждений,  3-х учреждений дополнительного образования.

Проверка проведена по двум вопросам: государственный контроль качества образования, государственный надзор в сфере образования.

Итоги проверки подвели на совещании 26 марта  2018 года в Тюлячинском районе. С основным докладом выступила заместитель министра образования и науки Республики Татарстан – руководитель Департамента надзора и контроля в сфере образования Г.З. Габдрахманова.

 «Становится традицией департамента завершать проверки в районе в форме обучающего семинара. Для департамента важно не просто выполнить план проверок, выявить нарушения и выписать протоколы. Самое главное: мы должны выявить «болевые» точки района, вместе подумать, что и как можно изменить», - сказала Г.З. Габдрахманова.

         В выступлении Гульнара Закариевна Габдрахманова отметила типичные нарушения организации образовательного процесса в образовательных учреждениях Тюлячинского района.

         Основное – это нарушения при ведении документации. Сотрудниками департамента вскрыто  много различных нарушений по вопросу приема детей в школы и детские сады:

- на официальном сайте учреждений отсутствует размещение примерной формы заявления;

- в журнал учета приема заявлений не внесены все необходимые сведения;

- в поданных заявлениях о приёме отсутствуют отметки о согласии на обработку персональных данных (в основном это касается заявлений о приеме на уровень среднего общего образования).

     В Тюлячинском районе большое количество  филиалов начальных школ в общеобразовательных учреждениях. В них не созданы условия для обучения и работы педагогов:  отсутствие не только  горячей, но и холодной воды,  канализации. На территории многих образовательных учреждений  туалеты расположены на улице.

         В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» в районе проводится определённая работа по формированию условий доступности зданий и сооружений, объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии со статьёй 15.1. Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» начата работа по созданию в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, включая создание универсальной «без барьерной среды» для беспрепятственного доступа.

        При проведении проверки по вопросу государственного контроля качества образования были привлечено 20 экспертов из Мамадышского,  Балстасинского, Зеленодольского,  Кукморского, Арского, Сабинского,  Верхнеуслонского районов и г. Казани  по всем предметам учебного плана.

Во всех школах основные образовательные  программы составлены по примерной программе из реестра примерных программ. Рабочие программы в основном соответствуют требованиям.

Экспертами, привлеченными к проверке, изучена методическая и материальная база всех школ района и филиалов, проанализировано состояние методической работы, внутришкольного контроля, промежуточной аттестации, внеурочной деятельности по каждому предмету. Посещено более 50 уроков. Уроки по предметам «математика» и «русский язык» показали системную, кропотливую работу с учащимися. Достаточно эффективно используются методы продуктивной работы и формы их реализации в виде: эвристической беседы, практические задания проблемного характера, метод «мозгового штурма», работы в парах с распределением ролей, публичное доказательство и отстаивание собственного решения гипотезы.

Учителя предмета «родной язык» владеют содержанием программы, имеют необходимые знания в области педагогики, психологии, методики преподавания.

       Учителя  предмета «физика» владеют учебным материалом и методикой преподавания, включают элементы, имеющие практическую значимость для учеников, ИКТ-технологии.

Учителя начальной школы активно используют современные методические приемы системно-деятельностного подхода: подведение к постановке цели и формулировании темы урока учащимися, определение проблемы, выдвижение путей решения проблемы и отбор способов достижения результатов.

На уроках по предметам  «химия» и «биология» внимание учеников  привлекается различными способами: через прямое требование, связывая изученный материал с жизнью школьника; с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций,  ставятся  учебные задачи, требующие осмысления, доказательства. Задания способствуют  развитию мыслительных операций: сравнению и обобщению. На каждом уроке видны элементы ФГОС.

Почти во всех образовательных организациях не проработана внутренняя система оценки качества образования. Во всех образовательных учреждениях разработаны локальные нормативные акты. Основной частью ВСОКО в школах является оценочная информация без глубокой аналитики и в большей степени представляет результаты административных контрольных работ, итогов основного государственного и единого государственного экзаменов, результатов промежуточной аттестации учащихся. Полученные результаты не анализируются в полной мере и имеют характер констатации факта проведения письменных работ.

В школах отсутствует понимание назначения ВСОКО и его места как установление соответствия имеющегося качества образования требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, федеральному компоненту государственного стандарта, а также интересам и потребностям заказчиков и потребителей образовательной услуги.

         Промежуточная аттестация проводится в соответствии с законодательством. Во всех общеобразовательных учреждениях разработаны локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной аттестации в соответствии с формами (преимущественно – это контрольная работа, тест или годовая оценка). Сформирован банк контрольно-измерительных материалов. Но сравнительный анализ годовых итоговых показателей, административных контрольных работ показывает необъективность выставления отметок по итогам года, при проведении административных контрольных работ в рамках промежуточной аттестации,  данная ситуация ярко выражена в МБДОУ «Старозюринская  СОШ».

        Анализ, проведенный экспертами, показал, что во всех школах прослеживается несоответствие результатов промежуточной аттестации и качества знаний по итогам учебного года. Это связано с тем, что есть несоответствие содержательной части контрольно-измерительных результатов и содержанием ООП, реализуемой в классе обучения.

         Для контроля объективности в период проверки проведено 56 срезов знаний в 10 школах по предметам: «математика», «русский язык», «алгебра», «история», «обществознание», «английский язык», «физика», «химия».

   Результаты качества и успеваемости среза выявили  завышение отметок при оценивании знаний в МБОУ «Аланская СОШ» по предмету «физика» в 7 классе, в МБОУ «Старозюринская СОШ» по предмету “математика” в 5 классе, в МБОУ  “Шадкинская СОШ”  по предмету “русский язык” в 11 классе, по предмету “математика” в 7 классе , в МБОУ  «Саушская  СОШ» по предмету «русский  язык», «история».

 В  результатах промежуточной аттестации МБОУ  “Шадкинская СОШ”  по предмету “русский  язык” в 11 классе прослеживается проставление завышенных оценок, после проверки работ остались орфографические ошибки, не замечанные учителем во время проверки.

В остальных школах результаты срезов совпали с результатами предыдущих контрольных работ и текущей успеваемости.

Подводя итоги выступления, Г.З. Габдрахманова отметила, что в районе необходимо обеспечить контроль состояния ведения обязательной документации всеми образовательными организациями района, обеспечить оформление обязательной документации по обеспечению безопасности участников образовательного процесса; нужна системная работа по методическому сопровождению ФГОС в части качества уроков, обеспечения комплексного подхода к диагностике достижения планируемых результатов, содержания контрольно-измерительных материалов; обеспечить соответствие учебного плана требованиям ФГОС и рекомендациям  Министерства образования и науки Российской Федерации. Необходима дорожная карта по выстраиванию развития образовательного пространства Тюлячинского муниципального района.

     Глава Тюлячинского муниципального района  И.Ф. Зарипов поблагодарил сотрудников департамента  за большую аналитическую работу и заверил, что все выявленные нарушения будут устранены.

      Одновременно совещанием прошли  обучающие лекции, мастер-классы с учителями и заместителями директоров. Их провели  специалисты Института развития образования Республики Татарстан, сотрудники департамента, эксперты.

Вместе с тем, обсуждались обязательные требования законодательства по которым в последние годы было выявлено наибольшее количество нарушений, а именно: грубые нарушения лицензионных требований, осуществление образовательной деятельности без наличия лицензии (специального разрешения) если такая лицензия (специальное разрешение) необходима, нарушение порядка приема в образовательную организацию, нарушение Порядка ликвидации академической задолженности, оказание платных услуг взамен финансирования из бюджета.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International